Назначение автоприемного сооружения
Сооружение для приемки зерна с автомобильного транспорта или завальня яма представляет собой емкость (бункер из металла), в который выгружается зерно, привезенное с поля грузовым автотранспортом. Объем завальной ямы обычно варьируется в пределах от 40 м3 до 100 м3. Накопленное таким образом зерно затем подается на транспортное оборудование (нории, конвейеры), с помощью которого оно из завальной ямы поступает к зерноочистительным машинам.
Автоприемное сооружение должно быть построено таким образом, чтобы обеспечивалось удобство выгрузки с различных грузовых автомобилей - как с задней (тупиковой) разгрузкой, так и с боковой (для разгрузки зерна с современных самосвалов).
Конструкция завальной ямы должна предотвращать потери зерна, препятствовать скоплению влаги и загрязнений в месте разгрузки. Для защиты от погодных явлений над автоприемным сооружением строят навес (либо из соображений экономии над ямой просто ставят крышку). Автоприемное сооружение оснащается проездными трапами, защитными решетками и ограждениями для предотвращения просыпания зерна.
Частая проблема на площадке строительства комплекса ЗАВ - высокий уровень грунтовых вод. Это делает невозможным размещение всей конструкции на необходимой глубине в земле. В этом случае завальную яму придется поднимать на несколько метров над землей и оснащать пандусами, что повлечет увеличение расходов на строительство.
При необходимости ускорения процесса подачи зернового материала на норию, завальная яма может быть оснащена дополнительными транпортерами. В ряде случаев данное конструктивное решение является единственно возможным.
Помимо своего прямого назначения, завальная яма может использоваться в качестве дополнительной емкости для временного хранения зерна.